Как спасти Россию?

Объявление

Дорогие друзья! Настройку (цвет, стиль и дизайн) Форума каждый участник выполняет самостоятельно - это условие данной платформы. Предпочтительный стиль выбирается в Разделе "Профиль" (далее в перечне нажимаете на "Отображения" и выбираете подходящий вам стиль). Спасибо за понимание этой проблемы. Желаем всем приятного общения и всего наилучшего!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Как спасти Россию? » Тестовый форум » Кризис нравственности в России и пути его преодоления


Кризис нравственности в России и пути его преодоления

Сообщений 1 страница 4 из 4

1


Кризис нравственности в российском обществе и пути его преодоления

Э. Дюркгейма: "Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить".

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность это также - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.
Известный исследователь Л.В.Кудрявцев отмечает, что «крепкое и благополучное в социальном отношении государство не может существовать без достаточно высокого уровня его граждан, при котором ценятся нравственные поступки, а безнравственные и даже просто непорядочные — осуждаются. Стабильность и жизнеспособность государства определяется, прежде всего, нравственным и духовным уровнями его населения».
Следует констатировать, что  сегодня мир охватил экономический кризис, который является последствием беспрецедентного по масштабам нравственного кризиса современности. Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. Многие выдающиеся мыслители - Шпенглер,  Хайдеггер, Тойнби, Ясперс, Гуссерль,  Хаксли, Оруэлл, Фукуяма, Томас Манн говорили о закате западной культуры. Незауряднейший из этого ряда Хайдеггер все же надеялся, что человеку грозит не техника, угроза таится в самом существе человека. "Но где опасность, - писал он, - там вырастает и спасительное". Теологические концепции культуры выдвигают в качестве главной идею о том, что культура человечества в целом завершила свое восхождение и теперь неудержимо катится к гибели. Поскольку ядром всякой культуры является религия и выработанные ею основы нравственности, то именно они и испытывают жесточайший кризис от вторжения рационализма.
Перейдя к нашим отечественным реалиям, мы можем констатировать, что в российском обществе происходит падение нравственности. Во многих сферах жизни мы повсеместно наблюдаем нарушение нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, масскультуре.  Происходит манипулятивное воздействие особенно телевидения и рекламы с популяризацией «гедонистического проекта», который предлагает «получать от жизни все», а значит попробовать и алкоголь и наркотики и другие «радости жизни», что приводит к изменению ценностных установок.
Общество утрачивает культурные традиции, служившие моральным якорем. Рост потребительства, вседозволенности, распущенности — признаки того, что общество погружается в омут моральной деградации. Раньше люди еще как-то отличали добро от зла. Сейчас же можно делать все, что заблагорассудится.
Женщина стала «двигателем торговли». Редкая реклама обходится без изображения полуобнаженной женщины. Старшее поколение сочло бы такие действия вопиющей безнравственностью. На каждом углу — непристойные сцены и фотографии. Фильмы, которые раньше не рекомендовались зрителям до 18 лет, теперь вся семья смотрит совершенно спокойно. И сегодня это часто нацелено именно на детей.
Ценности, пропагандирующиеся в современном мире, это возведение в культ, потакание своим прихотям, поощрение явного насилия, жестокости и половой распущенности и преподношение всего этого, как нечто нормального. Понимая все это, многие говорят о необходимости создания национальной идеи, которая стала бы плацдармом для внесения морально-нравственных ценностей в массы.
Многие утратили истинную веру, а с ней и нравственные ориентиры. Всякая власть и авторитет, диктующие нормы жизни, упали в глазах людей. Так понятие добра и зла для них стало относительным. Соответственно падает уважение к традициям, к семейным ценностям, происходит деградация семьи как важнейшего социального института, что отрицательно отражается на демографических показателях.
В статье Андрея Юревича,  Дмитрия  Ушакова «Нравственность в современной России» приводится ужасающая статистика:
• ежегодно 2 тыс. детей становятся жертвами убийств и получают тяжкие телесные повреждения;
• каждый год от жестокости родителей страдают 2 млн. детей, а 50 тыс. – убегают из дома;
• ежегодно 5 тыс. женщин гибнут от побоев, нанесённых мужьями;
• насилие над жёнами, престарелыми родителями и детьми фиксируется в каждой четвёртой семье;
• 12% подростков употребляют наркотики;
• более 20% детской порнографии, распространяемой по всему миру, снимается в России;
• около 1.5 млн. российских детей школьного возраста вообще не посещают школу;
• детское и подростковое "социальное дно" охватывает не менее 4 млн. человек;
• темпы роста детской преступности в 15 раз опережают темпы увеличения общей преступности;
• в современной России насчитывается около 40 тыс. несовершеннолетних заключённых, что примерно в 3 раза больше, чем было в СССР в начале 1930-х годов.

Происходит дальнейшее уменьшение  численности населения Российской Федерации. В 2010 году тенденция сокращения рождаемости и увеличения смертности в России продолжилась. Смертность по-прежнему перекрывает рождаемость, и население России в 2010 году сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли сократились - на 5,6%. Достаточно высоким остается уровень смертности от отравлений спиртным. В 1993—2006 годах ежегодно в России от алкогольных отравлений умирало около 40 тыс. чел. Однако с 2004 года в России началось устойчивое снижение смертности от отравления алкоголем.  В 2009 году от этой причины умерли 21,3 тыс. человек, что является самым низким показателем после 1992 года.
Рождаемость в России не достигает уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,6, тогда как для простого воспроизводства населения без прироста численности необходим суммарный коэффициент рождаемости 2,11—2,15. Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения. Страна вступила в период массового преобладания малодетной семьи. Всё больше семей ориентируются на одного ребёнка с откладыванием его рождения. Постоянно растёт доля детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Эти тенденции также подтверждают данные социологического опроса ВЦИОМ (Всероссийского  центра изучения общественного мнения), проведенного в 2008 году. Их данные свидетельствуют, что почти две трети россиян (60%) не имеют детей и не планируют обзаводиться ими. (Всего 5% опрошенных россиян собираются завести детей в ближайшие год-два. Каждый третий (34%) является родителем - 22% имеют одного несовершеннолетнего ребенка, 10% - двоих детей, 2% - более двух детей). Россия занимает в списке 40 промышленно развитых стран мира первое место по числу абортов на число родившихся (до 1995 года второе после Румынии). Из 10 беременностей 7 завершаются абортами. За 9 месяцев 2008 г. в России сделано более 1,5 млн. абортов. По неофициальным же данным, ежегодно аборты убивают в России до 6 млн. детей (в статистику не входят подпольные аборты). От 3,5 млн. беременностей в России рождается только 1,5 млн. детей. Изменить ситуацию в лучшую сторону должна была бы программа «Родовой сертификат», реализуемая в рамках Национального проекта «Здоровье». Оказывается, лучше пока не стало.
Новые исследования показывают, что уровень смертности женщин, прибегающих к абортам, необычно высок. От 10 до 15% абортов дают различные осложнения. Число бесплодных россиянок ежегодно увеличивается на 200-250 тысяч.
И число бесплодных женщин будет только расти, поскольку один из 10 абортов в России совершается в подростковом возрасте. У некоторых женщин в жизни было более 30 абортов. Хотя  в последние годы этот показатель почти постоянно сокращается — с 206 на 100 рождений в 1990 до 81 в 2008 году, но ситуация коренным образом не изменяется, Россия остается на первых местах по количеству абортов. 
В этих условиях первоочередной задачей является развитие института семьи, активная популяризация семейных ценностей. Пренебрежение со стороны родителей и школы  воспитанием детей способствует развитию всех пороков, которые есть в современном обществе. На формирование  моральных ценностей ребенка влияют в первую очередь родители, потом школа и социальное окружение. Исследователи довели, что большинство детей, которые не смогли реализовать себя во взрослой жизни и превратились в алкоголиков, наркоманов, преступников, не получили нужного количества тепла и любви со стороны родителей, которые не занимались должным воспитанием своих детей. Именно самоотверженная любовь родителей, их собственный пример и есть главным критерием воспитания у детей моральных качеств. Поэтому родители, а потом школа, вузы  должны формировать в сознании и душе ребенка положительные образы.
Если же нравственные идеалы человеком не будут  усвоены или усвоены плохо, то их место в качестве детерминанты поведения займут иные качества, которые можно охарактеризовать прилагательным "безнравственный"  (в данном контексте под безнравственным понимается и социально пассивное поведение). Преступная этика - наиболее социально негативное проявление безнравственности.

Дураки и дороги
Одной из самих острых проблем в Росси является воровство. Хотя  и говорят что в России две главные проблемы «Дураки  и дороги», но плохие дороги у нас именно потому, что на их строительстве разворовываются колоссальные деньги. Гендиректор российского исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов в качестве примера бездоказательного воровства рассказывает о строительстве дороги Адлер - Красная Поляна протяженностью всего 48 км. Как подсчитало российское издание Esquire, за потраченные на нее $7,3 млрд, эту трассу можно было выстелить сантиметровым слоем черной икры или щедро покрыть 22 см фуа-гра.
Уровень воровства в России превышает все мыслимые пределы. В каждом государстве есть люди, которые воруют, и таких людей по статистике не более 2-3% населения (включая больных клептоманией), а в России воруют все кто может, не взирая на то, что большинство россиян называют себя верующими людьми. А может ли верующий человек (православный, мусульманин, буддист) быть действительно верующим, если нарушает одну из важных заповедей этих религий:  «Не укради»? Риторический вопрос.
Как пишет издание Корреспондент, власти Российской Федерации покрывают воровство в государственных корпорациях, в результате из госбюджета в карманы коррупционеров уходят десятки миллиардов долларов. Эксперты считают, что  России разворовывается как минимум пятая часть казенных денег
Год назад, была запущена первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), а сегодня эта гигантская труба стала эпицентром самого масштабного коррупционного скандала в истории современной России. Как пишет Корреспондент, поводом для него послужили документы, которые выложил в интернет известный российский общественный деятель Алексей Навальный. Согласно бумагам, которые, по данным Навального, были составлены госкомпанией Транснефть, строившей нефтепровод, при его сооружении из госказны украли фантастическую сумму - $4 млрд. Другими словами, из кармана каждого совершеннолетнего россиянина вынули примерно по $35.
Россия заняла 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира, подготовленном Transparency International. В 2010 году России было выставлено 2,1 балла из возможных десяти. Годом ранее Россия занимала в рейтинге Transparency International 146-е место.
Рынок российской коррупции оценивается в 300 миллиардов долларов. При этом исследования Transparency International, посвященные коррупции в России, фиксируют стабильный рост количества нарушений в этой области. Согласно опубликованным в конце 2009 года данным, за последние два года рынок коррупции в России резко увеличился: средняя бытовая взятка выросла с 8 тысяч до 27 тысяч рублей.
О тотальной коррупции во всех эшелонах власти уже не могут молчать даже сами чиновники. В конце октября 2010 года начальник контрольного управления президента России Константин Чуйченко заявил, что "экономический эффект от очищения [от] порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей [$32 млрд]". "То есть объем воровства можно снизить на триллион рублей?" - переспросил у него президент Дмитрий Медведев и тут же поручил правительству законодательно решить проблему
До тех пор пока в России будет процветать воровство на всех уровнях, когда бюджетные средства раскрадываются чиновниками в колоссальных масштабах, никаких существенных изменений в стране не произойдет. Только строгие  и даже жесткие меры могут его пресечь или значительно уменьшить.
Британские ученые  доказали, что уровень развития воровства вовсе не зависит от материального благосостояния человека. Проведя практический эксперимент, ученые подтвердили то, что к посягательству на чужое склонны как богатые, так и бедные люди. При этом богатые люди воруют даже чаще бедных, так как ощущают свою безнаказанность.
Изучив свыше 100 стран с разными экономическими, социальными, и религиозными уровнями развития, ученые пришли к выводу, что воровство напрямую зависит от меры наказания, предусмотренной в стране. Чем более строгое наказание, тем меньше желающих умыкнуть чужое.

Моральная деградация российского общества

При всем разнообразии подобных явлений, а также процессов, характеризуемых приведенными выше статистическими данными, их можно подвести под общий знаменатель, которым служит моральная деградация современного российского общества или, используя известное выражение Э.Гидденса, «испарение морали». Закономерно, что согласно результатам социологических опросов, падение нравов воспринимается нашими согражданами как одна из главных проблем современной России, они констатируют «порчу нравов» в качестве одной из худших тенденций.
Несколько лет назад был произведен социологический опрос москвичей на тему «Духовно-нравственное состояние современного российского общества». В опросе приняли участие 1000 жителей Москвы.
По словам президента Группы компаний Imageland Вероники Моисеевой, «идея проведения данного опроса силами PR-агентства родилась как способ привлечь внимание к проблеме духовно-нравственного состояния общества, так как за решением социально-экономических вопросов эта проблема обычно ускользает из поля внимания государства».
Как показывают результаты опроса, большинство москвичей неудовлетворительно оценивает состояние российского общества с точки зрения соблюдения норм морали и нравственности в повседневной жизни людей. 42% полагают, что в этой области много проблем, 29% считают ситуацию практически катастрофической. 21% разделяют убеждение, что ситуация в целом нормальная, и только 2% — что моральное состояние общества хорошее.
При этом 58% респондентов согласились с довольно жестким утверждением: «мы живем в обществе корысти, бездуховности, нравственные нормы забыты и обесценены» (32% «полностью согласны», 26% — «скорее, согласны»). Доля «скорее» или «полностью» несогласных с этим тезисом составила 36%.
Пессимистичными выглядят и оценки последствий текущей нравственной ситуации в обществе. 66% опрошенных полагают, что данное состояние может привести к серьезным социальным потрясениям в будущем. Показательно, что доля людей, которые полностью согласны с этим тезисом, составила 44%. «Скорее, согласны» 22% респондентов.
Среди тех государственных и общественных институтов, которые должны нести основную ответственность за развитие духовно-нравственного состояния общества в современной России, респонденты чаще всего называли: семью (67%), образовательные учреждения (48%), государственную власть (45%), СМИ (28%). Заметно реже в числе трех возможных вариантов упоминались религиозные институты (18%), общественные организации (6%), поп-звезды и другие образцы для подражания (3%).
В то же время многие из общественных институтов, на которые возлагается функция духовно-нравственного воспитания, с нею, по мнению москвичей, не справляются. 68% респондентов в целом согласились с утверждением, что российские власти ничего не делают для поддержания нормального морального и нравственного климата в стране (36% — «полностью согласны», 32% — «скорее, согласны»). Им готовы возразить 23% участников опроса, и 9% затруднились ответить.
По мнению 67% опрошенных, современное телевидение оказывает негативное воздействие на детей и подростков в России, разрушает их моральные качества, приучает к жестокости. Лишь 14% разделяют противоположную точку зрения: телевидение оказывает позитивное влияние на молодежь, воспитывает свободных и инициативных людей, приспособленных к реальной жизни. 13% участников опроса не видят какого-либо заметного влияния электронных СМИ на нравственное состояние молодого поколения россиян.
Что касается традиционных институтов формирования моральных норм – религиозных организаций, то в отношении к ним участники опроса разделились на две примерно равные части. 54% опрошенных позитивно оценивают усиление роли религиозных организаций в воспитании детей и молодежи, полагая, что это приведет к оздоровлению нравственного климата в обществе. 42% скорее или полностью не согласны с этим утверждением.
Данные, полученные в ходе опроса, были обсуждены в рамках экспертного клуба, действующего при агентстве Imageland PR. При этом большинство экспертов сошлись во мнении, что цифры были бы еще более удручающими, если бы исследование проводилось не в Москве, а по всей России. Как утверждает исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман Силантьев, «нравственный кризис – это отсутствие у людей нравственного стержня, то есть размывание понятий “добро” и “зло”… Бывают общества, в которых представления о добре и зле полностью размыты, и дети воспитываются в такой “системе ценностей”, где ценностей попросту нет. Сейчас, к сожалению, мы близки к этому состоянию».
По мнению директора по исследованиям и специальным проектам агентства Imageland PR Евгения Кузнецова, хотя данные опроса оказались вполне предсказуемыми, они примечательны, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, они красноречиво свидетельствуют об очевидном общественном запросе на более активную роль государства в регулировании ситуации в сфере морали. Во-вторых, исследование дает весьма неутешительное понимание того, что население воспринимает СМИ как существующий сам по себе, автономный от общества объект, который несет определенное разрушительное воздействие, и дожидаться от него какой-то моральной воспитательной работы бесполезно. Поэтому общество в целом не имеет ничего против ни цензуры, ни контроля государства над «четвертой властью», в той или иной форме.

Андрей Юревич и  Дмитрий  Ушаков отмечают, что крайне тревожное нравственное состояние нашего общества проступает также в его социологических и психологических исследованиях. Часто констатируется и антагонистическое противостояние двух видов морали: морали богатого меньшинства и морали бедного большинства, хотя, конечно, видов морали и их «антагонистических противостояний» в нашем социуме можно обнаружить намного больше.
И.В.Щербакова и В.А.Ядов сравнивали такую форму проявления вежливости, как придерживание двери в метро следом идущему пассажиру, у жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Будапешта. Наихудшие показатели продемонстрировали москвичи, а наилучшие – жители Будапешта, причем в Будапештском метро это чаще всего делала молодежь, а у нас – люди среднего и пожилого возраста. Некоторые российские респонденты сравнивали поездку в метро в час пик с борьбой за выживание, в которой другие пассажиры воспринимаются как конкуренты за место в вагоне. Канадские социологи в 2006 г. провели исследование, продемонстрировавшие, что по частоте случаев helping behavior, выражающегося в готовности помочь ближнему, Москва замыкает список из 48 городов мира. Другие сравнительные исследования бытовой культуры также демонстрируют, что по уровню хамства, агрессивности и ненависти к себе подобным мы явно лидируем, причем наблюдается  тенденция к «брутализации», т.е. к еще большему ужесточению нашей общественной жизни (закономерно, что термин «брутализация» занимает видное место в терминологическом аппарате отечественной социологии). «Брутализируется» все – от отношений между супругами, нанимающими киллеров для решения внутрисемейных вопросов, до способов совершения самоубийств. А около 50% наших сограждан признаются, что хамят окружающим регулярно, считая такое поведение социальной нормой, причем наиболее часто это делают молодые и хорошо обеспеченные люди. 
Получены данные о том, что в нашей стране намного больше, в сравнении, например, с США, респондентов, утвердительно отвечающих на вопрос о том, «Может ли человек нарушать закон и при этом быть правым?». А число лиц, считающих, что законы нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, т.е. подлинно законопослушных, по крайней мере, на словах, в течение последних 15 лет практически не меняется и составляет 10-15%. В отличие от западных стран, где моральная и правовая социализация происходит в основном через подражание принятым в обществе нормам и законам, в нашей стране этот процесс либо «застревает» на начальной стадии, где послушание обеспечивается с помощью страха наказания, либо, минуя средний уровень, сразу «проскакивает» к высшему, характеризующемуся опорой на высшие этические принципы и совесть. Аналогичные результаты дает изучение моральных суждений младших школьников, которые считают основными причинами совершения поступков страх наказания и сочувствие, причем за последние 70 лет эта схема объяснения мало изменилась.

Моральная деградация нашего общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом. Психологи демонстрируют, что «Россия на долгие годы оказалась «естественной лабораторией», где нравственность и правовое сознание граждан проходили суровые испытания». Социологи показывают, что «в конце XX–начале XXI века российское общество, ввергнутое государством сначала в «перестройку», а затем в «радикальные реформы», постоянно испытывало моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения». Они же констатируют «моральную аберрацию» мышления наших политиков – его дистанцирование от моральных ценностей и ориентиров, которые в нем вытеснены категориями экономического характера, такими как экономический рост, размер ВВП, показатели инфляции и др. Экономисты отмечают, что «среди составляющих той непомерной социальной цены, которую пришлось заплатить за радикальные экономические реформы в России, - пренебрежение нравственно-психологическим миром человека», подчеркивая «интенсивное искоренение морально-этической составляющей из социального бытия».
Социологи констатируют, что «Сегодня, в условиях интенсивной экспансии уголовно-криминальной субкультуры в обыденную жизнь россиян, у социума остается немного каких-либо социальных ограничителей, позволяющих противостоять этой экспансии. Нормативная система преступного мира, активно ретранслируемая через СМИ и продукцию массовой культуры, находит благодатную почву в обществе, испытывающем дефицит социальных ценностей (ценностную аномию), а традиционное для российской культуры непочтительное отношение к формально-юридическому закону только облегчает такое «вторжение»: сегодня в представлении многих граждан именно воровской закон олицетворяет собой справедливость».
Характерны и такие утверждения социологов: «Элементы криминальной субкультуры сегодня так или иначе присутствуют во всех сферах жизни российского общества – от повседневной жизни до правил организации экономической и политической «игры», от межличностных отношений до социальных институтов»; «Криминальная субкультура в последние годы масштабно проникает и в массовый культурный продукт – художественные фильмы и сериалы, блатные песни, звучащие по радио, в ресторанах, кафе, транспорте, детективы и боевики (которыми завалены все книжные прилавки), даже в рингтоны для мобильных телефонов». Подмечено, что главный герой наших кинофильмов и сериалов – «хороший» бандит («Бумер», «Бригада», «Брат» и др.), а отнюдь не борец с криминалом. По данным опросов, больше половины наших сограждан систематически использует блатной жаргон и т.п. На наших телеканалах еженедельно выходит более 60 информационных выпусков, посвященных криминальным сюжетам.

Главная мотивация ЗМИ и особенно телевидения – это привлечение большинства  зрителей и получение максимальных прибылей от рекламы, то есть на первом месте стоят деньги, а отрицательное влияние сцен насилия, разврата, вседозволенности  на нравственность населения учитывается в последнюю очередь.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают очень большой уровень отрицательного влияния низкопробного информационного продукта на психику и мораль населения и особенно молодежи. По данным Американской медицинской ассоциации, за годы, проведенные в школе, среднестатистический ребенок видит по телевизору 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что телевидение пропагандирует распущенность, ведь в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь между мужчиной и женщиной, партнеры не состоят в браке. Если взрослый человек еще может критически оценивать такую телепродукцию и отмежевывать выдумку от реальности, то ребенок часто воспринимает телевизионные схемы как план для реализации в жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь желаемого законным путем, — не страшно в чем-то переступить черту; если ты богат и силен — закон для тебя не писан. Так дети привыкают к криминальным сценам, усваивают ложную истину, что основной путь решения большинства проблем — насильственный, и у них формируются довольно странные идеалы или образцы для подражания (положительный герой боевика стреляет и убивает в четыре раза больше, нежели герой отрицательный). По данным социологического исследования кандидата психологических наук О.Дроздова (Институт психологии им. Г.Костюка АПН Украины), 58% молодежи стремятся копировать поведение телегероев, преимущественно из зарубежных фильмов, а 37,3% молодежи готовы совершить противоправные действия, беря  пример с телегероев.
Авторы социологического исследования, проведенного в 80-х годах в США среди осужденных преступников, обнародовали следующие факты: 63% осужденных преступников заявили, что они совершили преступление, копируя телевизионных героев, а 22% — переняли из телефильмов «технологию» преступления.
Все это приведет к тому, что остается достаточно высоким уровень криминализованости общества. Россия входит в пятёрку «лидеров» по количеству убийств среди стран, на территории которых не ведется широкомасштабных военных действий.
Получается довольно парадоксальная ситуация: безнравственность порождает такие социальные отклонения, как преступность, на что сейчас исследователи стали обращать внимание, а преступность, в свою очередь, порождает безнравственность, бездуховность. Ю.М. Антонян и В.Д. Пахомов пишут в этой связи, что преступность оказывает влияние "на нравственно-психологический климат в обществе, на воспитание подрастающего поколения, наносит огромный материальный ущерб, подрывает экономику. В частности, лица, сосредоточивающие в своих руках за счет совершения преступлений значительные материальные средства, демонстрируют уровень жизни, недоступный большинству людей. Многие, особенно молодые, начинают рассматривать этот уровень как некий эталон". И подобные ситуации вполне естественны и психофизиологически обоснованны. В данном случае действует принцип, имеющий психофизиологическую основу и выражающийся пословицей "свято место пусто не бывает". Место нравственности заступает ее противоположность - безнравственность.

Бизнес и мораль
Печальные результаты дают и психологические обследования современного российского бизнеса, свидетельствующие о том, что он не готов к политике социальной ответственности, она воспринимается нашими предпринимателями как противоречащая их коммерческим интересам, а понятие социальной ответственности совершенно по-разному трактуется бизнесменами и основной частью нашего общества. Это создает социально-психологические условия не только неизбежности регулярного возникновения финансовых «пирамид» и прочих проявлений недобросовестности предпринимателей, но и «холодной гражданской войны» между ними и госслужащими.
Выгодно ли строить бизнес на моральных основаниях. Сравним  два подхода к бизнесу. Если бизнесмен будет использовать аморальные способы для достижения цели, то сначала он может быстро обогатиться, но в дальнейшем никто не захочет иметь с ним дело, так как не будут ему доверять. В определенные годы русским купцам не нужно было заключать письменные договоры между собой, потому что слово купца было крепче любой подписи.  Сегодня многие зарубежные компании выделяют значительные средства на социальные проекты, так как понимают, что поддерживая незащищенные версты населения, способствуют достижению  социальной стабильности, что в свою очередь будет положительно влиять на их бизнес. А что происходит с экономикой, когда падает мораль? Если число людей, учитывающих общественную поправку (моральных людей) уменьшается, то эффективность общества в целом падает (функция общественной полезности уменьшается). Это значит, что в проигрыше остается подавляющее большинство. Конечно, некоторые паразиты могут на этом нажиться. Но вот какие побочные эффекты случаются от такой наживы. Когда турецкий султан Мехмед II взял Константинополь, он был очень удивлен тем, что при нищенском положении армии защитников города, знать была очень богатой, не дала на оборону города денег. Судьба этой знати оказалась очень печальной - султан их казнил, так как если они заботились только о своей выгоде и не думали о спасении города, то будут опасны и для новой власти. Таким образом, экономика и мораль тесно связаны друг с другом. Государство с сильными моральными устоями будет только развиваться, а государство, погрязшее в разврате и подлости - обречено.

Гибели Римской империи и других цивилизаций способствовали повсеместный эгоизм и безнравственность. Именно безнравственность, разврат, чревоугодие,  жадность, похоть стали главными причинами падения Римской империи. Приток богатств из покоренных стран распространял самую экстравагантную роскошь, когда для пиршенства собирались павлины из Самоса, щуки из Pessinus, устрицы из Тарента, финики из Египта, орехи из Испании,  самые редкие блюда из всех частей мира, и пирующие прибегали к рвотным средствам, чтобы  попробовать  все блюда.  "Они едят", говорит Сенека, "а потом рвут, они рвут, а потом едят". Apicius, который жил под Тиберией, растворял жемчуг в вине, которое пил, растратил огромное состояние для наслаждений своего стола, а затем покончил жизнь самоубийством. Специальный класс слуг, косметиков, заботился о платье, сглаживании морщин, установке искусственных зубов, окраске бровей богатых патрициев. С огромным богатством ужасно контрастировала безнадежная нищета. Огромные налоги истощали провинции,  обременяли людей, и страдание ужасно увеличивалось войной, эпидемией и голодом. Свободные граждане потеряли физическую и моральную силу, и опустились до инертной массы, требуя только «Хлеба и зрелищ», пьянство было распространено среди населения. Третий класс состоял из огромного числа рабов, которые выполняют все виды механического труда, даже пахали землю, и во время опасности были готовы присоединиться к врагам империи. Армия, состоящая в основном из граждан и варваров, была силой нации, но постепенно деградировала, требуя все большей оплаты. Добродетели патриотизма, и добросовестности в общественных общениях, исчезли. Везде преобладали: низменная жадность, подозрительность и зависть, взяточничество, наглость и раболепие.
Работа по деморализации народа, была систематически организована и санкционирована из самых высших эшелонов власти. Самые низменные пороки проявляли императоры. Языческие историки Рима заклеймили и увековечил пороки и преступления Цезаря; мизантропию, жестокость и сладострастие Тиберия; свирепое безумие Гая Калигулы, который пытал мужчин, обезглавлял или пилил на куски для своих развлечений, который серьезно думал убить весь сенат, возвысил лошадь на чин консула и жреца,  бездонную  подлость Нерона, "изобретателя преступления", который отравил  и убил своих учителей Burrhus и Сенеку, своего  сводного брата и брата-в-законе Британника,  свою  мать Агриппину,  жену Октавию,   любовницу Поппею, который из-за своего каприза поджег Рим, а затем сжег невинных христиан за это, как факелы в своем саду, изображая себя возницей в адском зрелище; изысканную злобу Домициана, который развлекался муками умирающих; бесстыдный разгул Коммода с сотнями его любовниц, и животной страстью  умерщвлять людей и животных на арене; который награждал самых падших мужчин высшими наградами, одевался в женскую одежду, женился на развратном мальчишке таким же как и он сам, короче говоря, перевернул все законы природы и порядочности, пока, наконец не был умертвлен солдатами и брошен в мутный Тибр. И чтобы заполнить меру нечестия и зла, таких имперских монстров было поручено, после их смерти, по формальному указу сената, причислить к божествам и в их честь праздновать  праздники в  храмах  и  колледжах жрецов! Император, в языке Гиббон, было сразу "священник, атеист, и бог". Домициан, даже при своей жизни, требовал чтобы его звали "Dominus et Deus noster", и приносил  в жертву целые стада животных своим золотым и серебряным статуям. Невозможно себе представить большую  публичную и официальных насмешку над религией и моралью.
К сожалению, некоторые современные правители также погрязли в роскоши и разврате при нищете народа, что и начало приводить к народным бунтам. Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких дальнейших последствий можно ожидать и видя пример гибели Рима, должно сделать соответствующие выводы, пока еще можно что-то исправить.
Поэтому защита и сохранение традиционных духовных ценностей российского общества (особенно таких, как сострадательность, милосердие, толерантность, коллективизм, добродушие), его менталитета становятся жизненно необходимыми задачами современного общества. Одним из путей профилактики аморальности является построение эффективной системы образования. Речь идёт о воспитании гражданской активности молодого поколения, о формировании стойкой убеждённости в актуальности веками сложившихся духовных традиций, норм и ценностей.

Но главным путем возрождение нравственности является распространение и углубление  религиозной веры. И это должна делать Православная церковь, имеющая тысячелетние традиции, и другие религиозные направления, которые верят в единого Бога и проповедуют любовь и милосердие. Церковь должна популяризовать моральные и религиозные ценности  и  распространять веру. Так как именно истинно верующий человек  будет четко  следовать  религиозным заповедям, главными из которых в большинстве религий есть любовь к единому Богу и любовь к ближнему. А если мы  действительно любим  ближнего,  а ближний – это любой человек, который может встретиться на нашем жизненном пути,  то можем ли мы  у него украсть или  сделать ему другое зло.  Если мы любим наших детей, то мы все делаем, чтобы им было хорошо и отдаем им наше внимание, теплоту и любовь и они отвечают нам тем же. Поэтому только любовь как забота и отдача другому человеку или обществу в целом, в противовес потребительскому  эгоизму и вседозволенности,  может спасти нашу страну и мир.
Именно глубокая и истинная вера не раз спасала русский народ. И возникала она в самые трудные и трагические времена и объединяла вокруг себя народ. Вспомним Сергея Радонежкого,  который благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. По версии летописей, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Вспомним  Казанскую  икону Божьей Матери и чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери с которыми было связано прекращение в России в 1612 -13 году великой политической смуты и начало восстановления государственности.  Перед чудотворной  Феодоровской  иконой  Божией Матери в 1613 году был призван на царский престол юный Михаил Романов.  Казанская  икона Божьей Матери вдохновила воинов на освобождение Москвы в 1612 году. Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской  иконой Божьей Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.  В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Казанская икона Божией Матери спасла всю Россию во время Великой Отечественной войны. Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат) обратился  к Сталину с просьбой возродить православие в России, так как ему явилась  Богородица и предупредила, что только вера спасет Россию. 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Тогда же были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева лавра, Киево-Печерская лавра и многие монастыри.
Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном <Воронежским> Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская Ее икона в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону Божией Матери. Она все время от основания города была Заступницей его, да и всей России. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери (так называемая "Малая земля").
Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой.

Рекомендации

1)Наладить эффективный диалог между властью и народом. Население должно четко осознавать всю трагичность сложившейся ситуации  и требовать от власти принятия неотложных решений. В рамках этого диалога должна происходить активизация деятельности  Общественных  советов при всех органах власти, которые действуют часто формально.  Общественный совет  создается с целью организации взаимодействия между государственным органом и общественными объединениями, общественностью и он должен обеспечивать реальную оценку тех или  иных инициатив или решений власти с точки зрения общественной пользы. Нужно  усовершенствовать механизмы создания таких советов и четко выписать их полномочия.
Нужно также возрождать институты морального контроля, которые в современном российском обществе практически отсутствуют. При всех недостатках в Советском союзе были эффективные механизмы морального контроля при партийных и комсомольских организациях. И сегодня школы и вузы, и общественные организации могли бы выполнять функции морального контроля. Например, поступление в вузы и пребывание в них резонно поставить в зависимость от поведения учащихся в учебных заведениях и за их пределами. А общественным организациям, в том числе политическим партиям, следовало бы придавать значение нравственным качествам своих членов.

2) Принятие строгого законодательства, направленного на защиту нравственности. Четкое исполнение принципов правового государства, особенно принципа равенства всех перед законом, невзирая на должности и положение в обществе. Нужно срочно принять эффективные и жесткие меры по преодоление коррупционных явлений и воровства в России, вплоть до присуждения длительных сроков заключения и конфискации имущества провинившегося чиновника.
Широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками
Определенные шаги в плане морального возрождения общества уже делаются. 15 апреля 2009 года Госдума приняла Закон, направленный на духовное и нравственное развитие детей. Законопроект устанавливает дополнительные меры содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей.
Соответствующие изменения, предложенные Президентом России Дмитрием Медведевым, вносятся в закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ". Согласно документу, субъекты РФ могут устанавливать меры, запрещающие детям, не достигшим 18 лет, находиться в пивных, ресторанах и барах, рюмочных и иных местах, предназначенных исключительно для реализации алкогольной продукции, а также в магазинах с товарами сексуального характера. Согласно законопроекту, органы госвласти субъектов РФ и местного самоуправления должны создавать благоприятные условия для деятельности организаций культуры, учреждений и организаций по воспитанию, образованию, развитию и оздоровлению детей, их развлечению и досугу. Кроме того, законопроект предоставляет субъектам РФ возможность с учетом местных традиций и особенностей определять своими законами меры по недопущению негативного воздействия на здоровье и развитие детей.

3) Внедрение принципов социальной справедливости, которые  предполагают:
а) уважение властью своего собственного народа и отсутствие всякого рода произвола, злоупотреблений и грубой эксплуатации;
б) народ реально (не так как теперь) выбирает людей на высшие государственные посты и на выборные должности. Если это лицо не оправдывает надежд людей (например, если определенное процент граждан будет недоволен им) то люди должны иметь возможность отозвать этого человека с должности;
в) лицо, обличенное наивысшей властью, реально считается с народом при принятии важнейших стратегических решений.

4) декриминализация нашего общества, в т.ч. и его бытовой культуры. Неверно думать, что эта проблема имеет отношение только к правоохранительным органам. В частности, декриминализация массового сознания предполагает не только очищение нашей лексики от блатного жаргона и т.п., но и радикальное изменение системы отношений между населением и правоохранительными органами. Принятие мер по защите информационного пространства России от зарубежного низкопробного информационного продукта, который популяризует аморальность, насилие, разврат. Протекционизм по отношению к тем ЗМИ, которые популяризуют культуру, нравственность, духовные ценности

5)  Налаживание эффективной системы воспитания подрастающего поколения.
Нужно на законодательном уровне принять Стратегию развития института семьи и неукоснительно следить за ее выполнением с постоянным контролем со стороны общественности и СМИ, особенно за распределением денежных средств. Стратегия должна быть направлена на популяризацию семейных ценностей, что предполагает увеличение денежных пособий при рождении ребенка, постоянная социальная поддержка семей, предоставление беспроцентных кредитов на постройку жилья, предоставлении значительных льгот на медицинское обслуживание семей, обучении детей. Конечно, для реализации этой Стратегии нужны будут значительные средства, но при налаживании эффективной системы борьбы  с коррупцией и воровством их можно было бы найти.

6) Активное возрождение нравственности через религиозные институты.
Вера – это основа религии, а религия – это основа нравственности. Л. Н. Толстой в своем труде «Религия и нравственность» прямо говорит, что «без религиозной основы не может быть никакой настоящей, непритворной нравственности, точно так же, как без корня не может быть настоящего растения».
Церковь и другие религиозные конфессии и общественные организации могут стать катализаторами возрождения России, если объединят усилия в воспитании нравственности и организации добрых дел. Именно церковь может во много раз ускорить возрождение России, став одним из координаторов такого возрождения. Политические партии на это неспособны именно по причине желания захватить власть. Нужны координаторы, которые не стремятся к власти, а просто служат возрождению России. Потому что: "Тот кто хочет возвыситься, тот унижен будет. А тот, кто унижен, тот возвыситься". Партии постоянно играют в свои игры, борясь за власть и руководствуясь принципом "Разделяй и Властвуй", что приводит только к разделению и обнищанию страны. Поэтому церковь, служа народу России, получит тот самый авторитет, которого не добьется никакой рекламой и близостью к власти. Потому что Иисус сказал "По делам судите. Не приносит худое дерево хорошие плодов, а худой человек не делает добрых дел" Люди судят о жизни церкви по ее делам, а не по рекламе и красивым словам. При этом церковь не должна быть зависима от власти и смело критиковать  все ее грехи. Вспомним как Иоанн Креститель обличал аморальность Ирода, пожертвовав даже своей жизнью.  Вспомним как митрополит  Филипп обличал Ивана Грозного, спасая невинных страдальцов.
Сейчас Церкви, государству, общественности нужно объединиться для духовного возрождения России. И при возрождении России нам не нужно отрицать другие религии и направления мысли, если их сторонники своими делами помогают возрождению России. В одной из проповедей Иисус сказал "Кто не против меня, тот со мной".  Поэтому деятели других конфессий и религий, и общественных движений должны тоже играть роль координаторов в возрождении России. Потому что сейчас страна нищая. Если страна будет богатой и процветающей как в древности, то все религии в России будут жить хорошо. Поэтому необходимо сотрудничество всех служителей церкви с другими религиями и общественными движениями, и тогда  эти движения своими делами будут способствовать возрождению России и ее процветанию.

Чуприй Леонид Васильевич – православный верующий, кандидат философских наук, доцент, Директор Центра социально-политических исследований «Генезис»

0

2

Спасибо, Леонид, за Вашу статью! Я так понимаю, что это Ваш личный материал!? Если так - можно разместить ссылки на него в наших социальных сетях? Увидел Ваш материал уж в 3.20 утра, поэтому внимательно почитать его смогу где-то в полдень - тогда что-то напишу для продолжния разговора... Спасибо за Ваш инициативу...

0

3

Спасибо за материал! Подписался на тему и буду следить за комментариями!

0

4

Идея общественного служения Церкви прп. Иосифа Волоцкого в наши дни

«И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это - дар Божий» - Книга Экклезиаста (3, 13)

Современный мир кажется православным христианам настолько диким и пустым, что довольно часто приводит в уныние и отчаяние. Конечно же, нас не может радовать и веселить соучастие в «безумных делах тьмы», направленных на построение очередной мировой «Вавилонской башни», как бы осторожны и отстраненны мы не были. Душа тяготеет к богоугодным трудам и делам, а не к созиданию противного Богу общества и государства, вклад в формирование которого мы вынужденно привносим своей повседневной профессиональной деятельностью. Есть ли альтернатива, вне монастырских стен, такому противоречивому для христианской души бытию? Если есть, то какова она в наши дни? Рассмотрению данного вопроса в свете идеи преподобного Иосифа Волоцкого об общественном служении Церкви /1/ посвятили мы нашу статью, имея в виду и тот факт, что в ближайшее время сама жизнь заставит решать обозначенную проблему всей полноте Русской Православной Церкви. Ибо государство приступит к передаче Церкви всей ее недвижимости, земли, материальных и нематериальных ценностей согласно принятому Закону /2/.

Итак, что же ставил во главу угла преподобный Иосиф, отличавшийся строгой личной аскезой и такой же требовательностью к житию всех монахов, находящихся в его подчинении? Во-первых, страх Божий, без которого невозможно ни праведное житие, ни спасение, во-вторых, несомненное подчинение власти Царя, кто «убо естеством подобен вышняму Богу», в-третьих, богатство монастырей и Церкви в целом, потому что только богатая Церковь, по его убеждению, способна приобрести в обществе максимальное влияния. И в то же время, он настаивал, чтобы монастырские богатства направлялись на благотворительность и исполнение других социальных целей. В своем монастыре Иосиф вел широчайшую благотворительную деятельность…

Можно констатировать, что идея социального служения и призвания Церкви как организующего начала человеческого общежития в мировоззрении преподобного играла значительную роль. Главными задачами он видел укрепление духовно-политического значения Церкви, превращение ее в решающую общественную силу для утверждения в обществе церковно-православных идеалов. В отличие от многих монашествующих, и предшественников, и современников, он не "бежал от мира", а, наоборот, активно участвовал в церковно-политической жизни, оказывая огромное влияние не только на церковную, но и на светскую политику /3/.

Почему за преподобным Иосифом Волоцким закрепилось определение «стяжателя», не в смысле Духа Святого, а в другом смысле, как противостоящего «нестяжателям» земных благ и накопительства во главе с преподобным Нилом Сорским? Исторически «стяжателями» представлены монахи монастыря преподобного Иосифа, как выступавшие за правомерность церковных владений. Что же касается личной собственности, то монахи преподобного Иосифа были крайне ограничены в возможности ее иметь. Устав запрещал спиртные напитки и праздность, превознося труд, стяжание Святого Духа. Именно в этом Уставе слово «нестяжание» и появилось на Руси: «Рьцем же убо и о святых иконах и о книгах, како должно стяжати сих. Глаголють бо божественна писаниа святых отець о сем, яко авва Федор Феремскый имяше три книги и добри, поведа он сице Макарию, глаголя, яко: «Полза ми есть от них, братиа вземлют и пользуются от них. Рци ми убо, что должен есмь сътворити о них)? Старець же рече: «Добра убо вещь, но вышши всего нестяжание» /4/

Источники повествуют об одном страшном голоде, во время которого особенно отличился монастырь преподобного Иосифа. Видя, как мучаются люди и как умирают они голодной смертью, волоцкий игумен отворил монастырские житницы. Обитель окружили толпы голодных крестьян и нищих. Родители привели к монастырю детей, не желая видеть их голодной смерти. Игумен повелел разыскивать родителей, но когда никто из них не явился, собрал всех детей и стал содержать в нарочно построенном для этого доме. Когда хлебные запасы кончились, он стал продавать имущество монастыря – скот и одежду, и монастырь оскудел. Тогда игумен стал брать в долг под расписки. «Некоторые из братии стали роптать: им в праздничные дни уже не давали на трапезе калачей и медового квасу, только хлеб, рыбу и квас житный, а в будние дни они ели одно вариво и пили воду. Иосиф отвечал роптавшим, что они обещались терпеть всякую скорбь ради Небесного Царства. Потому-то и не должны лишать помощи тех, которые с женами и детьми скитаются по чужим местам из-за куска хлеба. Слух о том, что Иосиф прокормил много народу распространился, богатые поспешили помочь монастырю» /5/. Оказал существенную помощь сам великий князь Василий Иоаннович, приехавший в обитель преподобного… Еще одним письменным памятником забот преподобного о бедных является его послание к князю Юрию Ивановичу о пропитании народа во время голода /6/. Он просит князя установить цену на хлеб в его владениях и тем облегчить участь нищих и убогих, число которых от бедствия увеличилось. Это послание, написанное ранее голода, постигшего волоцкую землю, «касается до мер против голода в землях Дмитровского уезда, где находились села, принадлежащие монастырю Иосифа Волоцкого, служит лучшим подтверждением рассказу о заботливости Иосифа о бедном народе во время голода» /7/.

Из краткого изложения взглядов и жития преподобного и его обители мы видим, что духовную пользу преподобный Иосиф приносил всем обращавшимся к нему, невзирая на сословия. Не преподобный Иосиф шел к народу, а народ шел к нему, далеко не всегда за материальной поддержкой. Подлинный образ святого Иосифа представляется не как образ «равнодушного к культуре» филантропа, а как служителя Православия, Господа нашего Иисуса Христа, во имя Которого совершил свои духовные подвиги преподобный волоцкий игумен. Нужно было не иметь преподобному Иосифу глубокого понимания Церкви, чтобы видеть только ее «социальное служение и призвание» как своеобразного учреждения для социальной справедливости /1/.

В чем же видится правота этого Святого подвижника при обращении к сегодняшней действительности? В том, что одними молитвами, как бы сильны и действенны они не были, невозможно содержать в порядке не только церковное хозяйство в целом, но даже отдельные монастыри и храмы Божии. И как бы ни щедры были многочисленные благотворители и государственные структуры, оказывающие всевозможную помощь, православным христианам надобно трудиться в поте лица для того, чтобы восстанавливать и строить новые монастыри и храмы, поддерживать их в порядке, заботиться о развитии как монастырских, так и приходских хозяйств. Создавать какие-то элементы православной инфраструктуры при монастырях и храмах, а также и в масштабах благочиний, епархий и митрополий, всей Русской Православной Церкви в целом. Нам надо это хорошо осознавать, тем более, если думать об увеличении влияния Церкви на окружающую нас печальную действительность, о просветительской миссии в масштабах нации, а не в нынешних скромных объемах.

Мы знаем, что братия и сестры в монастырях трудятся не покладая рук и, если есть возможность, много жертвуют из своих трудов детям и старикам, инвалидам и всем нуждающимся, не имея при этом тех земель и имущества, которые были у монастырей во времена преподобного Иосифа Волоцкого. В скором времени монастырям и епархиям, благочиниям и отдельным храмам, в соответствии с принятым Законом /2/, начнут возвращать земли и движимое и недвижимое имущество. В этой связи возникает вопрос: а кто же будет это добро грамотно использовать, получать урожаи и доходы, необходимые для содержания хозяйств и Церкви? Не справится наше монашество с огромными угодьями, хозяйственными и управленческими нагрузками, и не увеличится вдруг в разы их число, потому что иноками не становятся по какой-то «разнарядке». Значит, основная нагрузка ляжет на мирян, которые могут трудиться в монастырях, епархиях, благочиниях, храмах не только как паломники и послушники, но и как наемные специалисты – менеджеры, служащие, рабочие.

К такой перспективе надо готовиться заранее. Чтобы не пришлось в горячке обращаться к неверующим управленцам, промышленникам и предпринимателям, специалистам по недвижимости и финансам, разного рода дельцам и искателям максимальных личных доходов и прибылей. Или чтобы не нанимать иностранных рабочих, гастарбайтеров и наших, извиняюсь за каламбур, корейцев или китайцев… Надо нам готовить свои кадры, приглашать православных людей, не только готовых честно и качественно трудиться, но и имеющих внутреннюю установку на служение Господу и Его Церкви, идее Православного будущего России и личного спасения для жизни вечной… Это серьезная задача, и ее невозможно решить на городском и региональном уровне, – здесь необходимо общецерковное понимание ситуации, перспектив и реальных возможностей...

Итак, если  мы на деле стремимся к благим переменам в обществе и государстве, если  мы готовы нести на своих плечах бремя духовного, интеллектуального, творческого и трудового служения Господу и России, нам надо проводить соответствующую информационную и организационную работу. Надо готовить новые и подбирать действующие кадры, уже сейчас создавать везде и всюду различные православные предприятия и организации, способные работать на перспективу развития Церкви и формирования серьезной православной инфраструктуры. В этой миссии, как представляется, мы обретем не только уважение простого народа, но и полноценную православную семью, которая будет расти по мере освоения церковных земель и богатств, по мере вовлечения в нашу семью крещеных братьев и сестер, пребывающих вне Церкви по самым различным причинам. И самое главное, – мы сможем привлекать в православные коллективы и структуры молодежь!

«Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, тот уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, разлились реки и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7, 24-27). Сказано ясно и понятно для православных людей: причина многолетних неудач государственного строительства в России – нежелание власть и деньги предержащих следовать Учению Иисуса Христа. Но что оказалось невозможным для неверующих людей, возможно людям православным, озадаченным альтернативной жизнедеятельностью и инфраструктурой, создаваемой на христианских ценностях и основах. Пусть в гораздо меньших объемах, несопоставимых с масштабами всей страны, но вполне достаточных для самостоятельного развития Русской Православной Церкви. В этом отношении надо приветствовать любую приемлемую для Церкви инициативу клириков и мирян: нет ничего плохого в создании яслей и детских садов силами православных педагогов и воспитателей, тем более при существующем дефиците мест в государственных учреждениях. И в открытии православных гимназий, кадетских корпусов, лицеев, колледжей и ВУЗов, тоже, как и православных фирм по оказанию услуг населению, торговых компаний, различных производств, кредитных союзов, банков.

Не помешают и православные юридические и риэлтерские конторы, коллегии адвокатов и нотариусов, медицинские центры и пансионаты, благотворительные фонды и общественные организации. Молодежные структуры, военно-патриотические, спортивные, туристические. У нас хватает опытных мирян, являющихся хорошими специалистами в самых различных сферах и областях деятельности – их можно благословить на ответственную работу по формированию творческих и трудовых коллективов с перспективой создания на их основе юридических лиц для самостоятельного «плавания». Наши священники могли бы окормлять эти православные структуры, наставлять занятых в них прихожан на честный труд и христианские добродетели. Там, где используется собственность Церкви, надо контролировать создаваемые структуры в соответствии с подписанными с Церковью соглашениями и договорами. Во всем остальном, что не касается использования собственности Церкви, миряне руководствуются здравым смыслом, трезвым расчетом, конъюнктурой рынка и действующим законодательством. Само собой разумеется, что надо быть порядочными и честными /8/.

Нам надо осознать сам факт возможности самостоятельных конструктивных действий всей православной общественностью и перестать надеяться, что кто-то вместо нас станет создавать православную альтернативу всему тому, чем мы так много возмущаемся в своих православных социальных сетях и форумах. Хватит нам возмущаться и негодовать десятилетиями – давайте везде и всюду создавать свои православные структуры и генерировать в них православные идеи, предложения, проекты, программы, инициативы и действия! Во всех допустимых для нас сферах, областях и отраслях жизнедеятельности общества и государства в целом!

Именно на это нацелен Проект Экклезия.Ру, деятельность созданной нами Всеправославной социальной сети /9/, в которую приглашаем единомышленников, священников и мирян, имеющих опыт воспитательной и педагогической, социальной и благотворительной работы. А также работников культуры, образования и науки, сельского хозяйства, промышленности; предпринимателей, бизнесменов, банкиров и финансистов.

В соцсети содержатся сотни примеров инициатив, конкретных дел и проектов православных христиан в самых разных направлениях, а также информация, рекомендации и документы, которые будут полезны при повторении положительного опыта в других городах и весях нашей необъятной Родины. Со временем будет возможность не только обсудить какие-то начинания, получить прямые консультации и обменяться опытом, но и наладить сотрудничество, совместными усилиями участников – специалистов в тех или иных областях – реализовывать масштабные проекты и программы творческого и делового характера. Т.е., социальная сеть будет рабочей площадкой для сотен и тысяч верующих, желающих общаться, находить единомышленников, проявлять инициативу, стремящихся начать свое или совместное дело, найти компаньона или соучредителя, поставщика, заказчика или партнера для совместной деятельности, кредитора или инвестора. Чтобы планы  стали реальностью, надо будет приложить определенные интеллектуальные, организационные и творческие усилия не только инициативной группе создателей Проекта, администраторам и модераторам, но и всем тем христианам, которые разделяют поставленные цели и задачи и готовы потрудиться над их реализацией.

Проект открыт для всех желающих стать его участниками, помощниками и соратниками, спонсорами и жертвователями, партнерами или инвесторами, поэтому мы будем рады всем единомышленникам и любому вкладу в общее дело – творческому, информационному, интеллектуальному, аналитическому, финансовому – все уместно и полезно. Будем благодарны за любую положительную рекламу нашей социальной сети и за ссылки на нее в ваших и дружественных блогах, форумах и соцсетях, на всевозможных сайтах и порталах, в каталогах и иных носителях информации. Не помешает делу информация и реклама Проекта Экклезия.Ру в печатных и электронных СМИ, за что будем признательны их сотрудникам, редакторам и руководителям.

Надеемся, что общими усилиями нам удастся довести количество участников нашей сети до нескольких десятков тысяч человек и открыть несколько сотен Групп по всевозможным направлениям деятельности или территориальной принадлежности. Пригласить к нам известных православных людей из образования, науки, культуры, журналистики и телерадиовещания; воспитателей и учителей, благотворителей, промышленников и предпринимателей, банкиров и финансистов, депутатов и политологов. Представителей государственной власти и управления разных уровней, в т.ч. федерального. Получить благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и поддержку на местах – в епархиях и благочиниях по всей России и за рубежом. Это задача 2-3 лет, и мы рады пригласить к ее решению неравнодушных, и деятельных мирян…

В заключительной части статьи еще раз хотели бы обратиться к духовному и практическому наследию преподобного Иосифа Волоцкого, который придавал верховной государственной власти на Руси, светской по своей сущности, церковный характер. И в этом оцерковливании государственной власти он заходил так далеко, что смешивал светские законы с сугубо религиозными, христианскими установлениями. Смешение это в своем «Просветителе» пояснял так: «Если Святые отцы, бывшие на Вселенских и Поместных соборах, и наставляемые Святым и Животворящим Духом, расположили божественные правила, и законы, и слова Святых отцов, и Святые заповеди, которые от уст самого Господа, то сами же Святые отцы в древности со всем этим соединили и гражданские законы». В качестве примера преподобный приводил «Номоканон», в котором, по его же словам, «весьма сильно перемешались по Божьему промыслу божественные правила с заповедями Господними и изложенными Святыми отцами, а также с самими гражданскими законами» /10/.

Таким образам, Иосифу была очевидна распространенность на все общество божественной, а значит и церковной миссии. Отсюда его возвышенное отношение к Царской власти: «Праведный же Царь или Князь, ангельский и святительский имать чин, аще сохранит закон и суд и правду, и не обинется лица сильнаго на суде, ниже приимет мзды, ни уповает на неправду, и на восхищение не желает». Государь для него, прежде всего, – хранитель православно-нравственных устоев общества, защитник его от всякого вреда душевного и телесного, разлагающего воздействия злочестивых еретиков... А что делать нам, Церкви, если Царя нет?В ответе на этот важнейший для нынешней общественно-политической жизни России вопрос заключено наше благополучное будущее, которое, как известно православным, неразрывно связано со служением Богу: божественная миссия должна распространяться на общество самой Церковью. И иметь отношение не только к душам, но и телесам людей, ибо только в здоровых телах будет гнездиться здоровый дух, и лишь здоровый и живой народ способен трудиться и поддерживать свое государство в жизнеспособном состоянии. Т.е. нам, Церкви, если мы хотим духовно-нравственного и социально-экономического подъема, пора распространять свою миссию на невоцерковленных соотечественников не только словом, но и делом. Пора учить народ не только христианской вере, но и христианской жизнедеятельности во всех без исключения сферах, областях и отраслях. А это возможно только на личных примерах, за счет масштабной практической деятельности.

Церковь сегодня не может оказывать такую существенную помощь народу, какую оказывала во времена Иосифа Волоцкого, но, развивая свою инфраструктуру в городах и весях нашей необъятной Родины силами активных мирян, мы способны в достаточно сжатые сроки воплотить идеи и мечты преподобного в жизнь. В этом видится большой смысл, потому что с каждым годом растет число бедных и нуждающихся людей, тех, кто не вписывается в рамки действующей у нас социально-экономической модели и обречен на страдания и практическое вымирание (об этом свидетельствует наша официальная статистика – русские люди вымирают с темпами, сопоставимыми с военным временем). В таких условиях Церковь Христова не может оставаться в стороне от прогрессирующего день ото дня бедствия, как в свое время не стояли в стороне преподобный Иосиф и вся братия, сами голодающие, но работающие ради выживания и оказания всесторонней помощи народу. Осознание ТАКОЙ миссии Церкви в современном мире и формирование мощной православной инфраструктуры будет, на наш взгляд, наилучшим памятником преподобному Иосифу Волоцкому!

У государства есть Национальные Проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» /11/ – они продвигаются в жизнь властью, имеют значительное финансирование и число участников в масштабах страны. Неуместно здесь анализировать проекты с точки зрения эффективности, ибо невооруженным глазом видна их явная недостаточность для обеспечения благополучия, достойной жизни всего народа. В том числе по причине слабого развития кооперации и взаимопомощи граждан, из-за насаждаемых в обществе идей превосходства личных и частных интересов над общественными и коллективными интересами. Вот почему всей полноте Церкви важно увидеть СВОЕ место для приложения усилий, на которые не способны сегодня ни государство, ни общество по причине своей духовно-нравственной немощи, или, как говорили Святые отцы, нищеты. Только вся Церковь, с помощью Божией, может взяться за сильно запущенную социальную проблему комплексно и капитально. Только люди, служащие Богу, не утратили сострадательности и любви к ближним. И только они способны на самопожертвование и разделение с нуждающимися одежд и хлебов, следуя словам Спасителя: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5, 42), «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7, 12). Ибо движимы стремлением спастись для Жизни Вечной с Господом нашим Иисусом Христом: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и пришли ко Мне». Дело за малым – надо самоорганизоваться и создавать православные по духу и содержанию структуры, используя имеющиеся примеры, накопленный по стране опыт, современные возможности и законодательство. И день за днем, год за годом привлекать в эти структуры всех желающих и нуждающихся, нашу молодежь, которая находится в тяжелых условиях, мешающих правильному началу самостоятельной жизни и сохранению их духовного и физического здоровья. В православных коллективах, на православных предприятиях молодым легче будет выжить в непростое время, создать семьи и нарожать детей, обеспечить достаток, получить жилье, сделать карьеру, добиться успехов в жизни. Потому что будут перед ними живые примеры, будет у них крепкая вера и Божия помощь… Помолимся, братья и сестры:

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ

О великий наставниче, ревнителю и учителю православныя веры, святе премудре Иосифе! Приими моление нас, грешных, тебе приносимое, и теплым предстательством умоли в Троице славимаго Бога, да ниспослет богатыя Своя милости нам, грешным, да утвердит во Святой Своей Православней Церкви правую веру и благочестие: пастырем ея да подаст святую ревность о спасении словеснаго стада, яко да верующих соблюдут, неверующих же и отпадших от истинныя веры вразумят и обратят. Нам же всем испроси вся благопотребная во временнем сем житии и полезная к вечному спасению нашему. Помяни стадо твое, еже собрал еси, не забуди посещати чад твоих и, яко чадолюбивый отец, не презри, ниже отрини моления наша, но воздежи руце твои молитвеннеи ко Господу Богу, да отложит праведный гнев Свой, движимый на ны, и избавит нас от враг видимых и невидимых, от глада, потопа, меча, смертоносныя язвы, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Ей, премилосердый заступниче наш, преславный чудотворче, всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная селения райская, идеже непрестанно славословится всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Источники информации:

1. Владимир Горячев. Политическое и правовое учение преподобного отца Иосифа Волоцкого http://www.fondiv.ru/articles/3/345/

2. Федеральный закон России от 30 ноября 2010 года "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". http://www.patriarchia.ru/db/text/1333877.html

3. Перевезенцев С. В. Преподобный Иосиф Волоцкий. http://www.portal-slovo.ru/history/35563.php

4. Монастырский устав // Послания преподобного Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959, с. 307–308. http://www.rusinst.ru/articletext.asp?r … 6&tm=5

5. Хрущов И.П. Исследование сочинений Иосифа Санина, преподобного игумена Волоцкого, с. 53.

6. 2-е послание князю Юрию Ивановичу // Послания Иосифа Волоцкого. М.–Л., 1959. с. 235–236.

7. Хрущов И.П. Указ. Сочинение, с. 54, 96–97.

8. С. А. Шарапов. Этический кодекс православного предпринимателя. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/do1/Et … atelja.htm

9. Все сообщество. Всеправославная социальная сеть. http://ekklezia.ru/vsyo-soobschestvo.html

10. Политико-правовое учение И. Волоцкого в "Истории политических и правовых учений". http://www.bibliotekar.ru/istoria-polit … y-1/41.htm

11. Приоритетные Национальные Проекты. http://blagievesti.ucoz.ru/index/proekty_kremlja/0-19

ВЛАДИМИР ВОРОБЬЕВ, ТАГАНРОГ, 25. 09. 2011.

0


Вы здесь » Как спасти Россию? » Тестовый форум » Кризис нравственности в России и пути его преодоления